
Дошкольниками называют детей 3-6 лет, младшими школьниками – 6-10, школьниками средних классов – 11-14 лет.
Детям этих возрастных групп свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большими тратами энергии, повышенный обмен веществ, совершенствование интеллектуальных способностей, развитие эмоциональной сферы, костно-мышечной системы, активизация роста в связи с усилением функции эндокринной железы – гипофиза.
В этом возрасте повышается выносливость к физическим нагрузкам. Вместе с тем следует иметь в виду, что в эти возрастные периоды усиливается взаимодействие ребенка с окружающим миром и сверстниками, что повышает вероятность заболевания инфекционными болезнями.
Начиная с 6-7 лет, у ребенка существенно возрастают умственные и психоэмоциональные нагрузки, которые могут неблагоприятно сказываться на состоянии центральной нервной и других систем организма.
В возрасте 11-14 лет идет активное половое созревание детей. Эти и другие особенности роста, развития и функционирования организма детей обусловливают их конкретную потребность в пищевых и биологически активных веществах, пищевых продуктах и специфике организации их питания.
При организации питания детей дошкольного возраста нужно учитывать, что доля животного белка в рационах от общего количества белка должна составлять не менее 65%, а для детей 7-14 лет – 60%.
Доля растительного жира от общего количества жиров в рационах детей указанных групп должна составлять около 30%.
Доля сахара в процентах по калорийности – менее 10.
Соотношение белков, жиров и углеводов соответственно 1:1:5, а соотношение кальция к фосфору и магнию – 1:1:0,2-0,25.
У мальчиков 11-14 лет потребность в белках, жирах, углеводах и калорийности выше, чем у девочек того же возраста на 9%, в кальции – на 25%, в витаминах С, К, и В6 – соответственно на 17, 14 и 6 %.
Потребность же девочек в свою очередь выше, чем у мальчиков, в железе – на 25%, а в йоде – на 15%.
Наиболее ценные и необходимые для организма детей продукты, такие как молоко или жидкие кисломолочные продукты, мясо, рыба, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, зелень, фрукты, сливочное и растительные масла, должны обязательно использоваться ежедневно, а крупы и макаронные изделия, яйца, творог, сметана, сыр, фруктовые соки могут употребляться не каждый день, но обязательно должны быть включены в рацион в течение недели.
Важным условием здорового питания детей дошкольного и младшего школьного возраста является соблюдение режима питания. Было установлено, что наилучшие показатели физического развития и работоспособности у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается при питании 4-5 раз в день. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 4 часа, а отклонения от установленного времени приема пищи – не более 20-30 минут.
За столом дети во время обеда должны находиться не менее 25-30 минут, во время завтрака и ужина – не менее 20 минут, во время полдника – не менее 15 минут.
Для детей дошкольного возраста по энергетической ценности и содержанию пищевых веществ приемы пищи должны составлять:
- завтрак – 25% от суточной потребности;
- обед – 35-40%;
- полдник – 10-15%;
- ужин – 20%.
- легкий ужин (кисломолочный продукт, например, кефир) – 5% – не позднее, чем за 1 час до сна.
Если дошкольник посещает детсад, то утром дома ему следует дать бутерброд с сыром, стакан молока или горячий напиток – чай на цельном молоке, сок или фрукты (легкий витаминизированный завтрак), а ужин и/или легкий ужин он должен получить дома.
Режим питания школьника зависит от смены обучения.
Если ребенок посещает школу в первую смену, то от суточной потребности в энергии и пищевых веществах:
- завтрак дома должен составлять 20-25% (в 8 часов утра);
- второй завтрак в школе – 15-20% (в 11 часов утра);
- обед дома – 35-40% (в 14:30-15:00 дня);
- ужин дома 20-25% (в 19:30-20:00 часов вечера).
Если ребенок посещает школу во вторую смену, то от суточной потребности в энергии и пищевых веществах:
- завтрак дома должен составлять 20-25% (в 8:30 часов утра);
- обед дома – 35-40% (в 12:30 дня);
- полдник в школе – 15-20% (в 16:30 дня);
- ужин дома – 20-25% (в 19:30-20:00 часов вечера).
Целесообразно, чтобы школьники так же, как и дошкольники, на ночь получали стакан жидкого кисломолочного продукта (в 21-21:30 вечера).
При изготовлении блюд для детей указанных возрастов не должны использоваться острые приправы, острые соусы, специи и пряности, но допускается включать в блюда белые коренья петрушки, сельдерея, пастернака, свежую зелень, изредка в качестве приправ свежие и сушеные грибы в очень небольшом количестве, а также лавровый лист, корицу и ваниль.
Для приготовления блюд и кулинарных изделий следует использовать йодированную соль.
Блюда, потребляемые детьми, не должны быть очень горячими. Температура первых блюд не должна быть выше 60°С, а вторых – 50°С.
Нужно помнить, что в промежутках между приемами пищи не следует давать детям сладости, печенье, булочки.
Очень важно обеспечение детей в школе горячими завтраками, а при продленном нахождении в школе, помимо завтраков, и обедами. В школах, где обучающиеся дети 6 лет находятся на продленном дне, должно быть организовано 3-х разовое питание. Научно доказано, что школьники, получающие горячее питание в школе, имеют более высокую успеваемость и более низкую заболеваемость.
Если в школе нет горячего питания, то родители должны позаботиться о холодных завтраках (дать с собой в школу или внушить необходимость их приобретения в буфете). Они обязательно должны включать кисломолочные напитки или молоко, соки в мелкоштучной упаковке, сыр или сырок глазированный, хлебобулочное изделие, фрукты свежие (но не кондитерские изделия и сладости).
Такие школьные завтраки особенно важны, поскольку, по статистике, не менее 30% детей в школах тратят деньги на чипсы и булочки, а 20% – на конфеты и газированную сладкую воду.
Хочется обратить внимание на тот факт, что летом дети больше проводят времени на воздухе, активнее двигаются, больше бегают, плавают, занимаются другими летними видами спорта, помогают с работой в саду, огороде и т.д. Поэтому летом потребность в энергии и пищевых веществах у них увеличивается, по сравнению с зимним периодом на 10-15%, что необходимо компенсировать большим потреблением кисломолочных напитков, свежих овощей, зелени, фруктов, ягод, бахчевых. Летом в жару обед и полдник можно поменять местами или ввести легкий второй завтрак (ягоды, фрукты, соки, кисломолочные напитки), а обед перенести на более позднее время, когда спадет жара.
Летом увеличивающуюся потребность в жидкости следует компенсировать отваром шиповника, овощными и не очень сладкими фруктовыми соками, другими напитками, богатыми витаминами и минеральными веществами.
Если летом дети собрались на длительную экскурсию или в поход, то с собой не следует брать скоропортящиеся продукты – вареную колбасу, курицу, творог, творожную массу, сырки, так как их надо хранить в холодильнике, а не в рюкзаке.
Лучший пищевой запас – сухие зерновые завтраки, мытые фрукты в чистом пакете, хлебобулочные изделия в упаковке, молоко стерилизованное, кисломолочные напитки, фруктовые и овощные соки в мелкой индивидуальной расфасовке, печенье, вафли, зефир, пастила, шоколад (злоупотреблять сладким не следует), мясные, рыбные, овощные консервы, прежде всего предназначенные для детского питания, емкостью не более 100-150 г, для разового потребления одним ребенком, плавленые сыры, сваренные вкрутую яйца, орехи без соли и сахара; бутерброды с копченой колбасой и сыром, срок хранения которых составляет не более 3-х часов, надо съедать в первую очередь.
Обязательно следует запастись кипяченой водой или питьевой водой в пластмассовых бутылках, предпочтительно не сладкой и не газированной.
В завершение хотелось бы дать несколько общих советов по организации питания детей, следование которым будет способствовать сохранению и приумножению их здоровья:
- с увеличением возраста ребенка, год от года следует расширять ассортимент продуктов суточного рациона. При этом важно не приучать детей к соленой, жирной пище и сладостям. Если ребенок с раннего детства привыкнет к малосоленой и малосладкой и нежирной пище, достаточному потреблению овощей и фруктов, молочных продуктов, то это войдет в привычку и в дальнейшем снизит риск развития многих заболеваний (сердечно-сосудистых, ожирения, сахарного диабета II типа, кариеса и др.);
- для детей конкретного возраста есть свои рекомендации по количественным характеристикам потребления пищевых продуктов, объемов блюд, режиму питания, которые должны обязательно выполняться. От степени удовлетворения суточной потребности ребенка в пищевых продуктах, энергии и пищевых веществах зависит формирование умственной, физической активности, половое развитие, состояние костной, иммунной, пищеварительной, нервной, кроветворной и других систем организма;
- помните, что если ваш ребенок-дошкольник ходит в детский сад, то ему следует обеспечить дома легкий утренний прием пищи – 1 стакан молока, 100 г фруктов или 1 стакан сока, а вечером – полноценный ужин и/или легкий ужин (стакан кисломолочного напитка) в зависимости от того, сколько часов ребенок проводит в детсаде;
- если в школе не организовано горячее питание, то необходимо позаботиться о домашнем завтраке: кисломолочные напитки, молоко, соки в мелкоштучной упаковке, фрукты свежие, сыр или сырок, котлета домашняя, хлебобулочное изделие. Внушите ребенку, что сладости, жаренные во фритюре пирожки и чипсы, приносят вред здоровью;
- поощряйте и закрепляйте у школьников положительные предпочтения в питании, которые способны обеспечить ему здоровье;
- при недостатке в питании и организме детей витаминов и минеральных веществ необходимо включать в рационы обогащенные этими микронутриентами пищевые продукты, поливитаминно-минеральные препараты или содержащие их БАД (с 3-х летнего возраста);
- учите школьника следить за своим весом и потреблением тех продуктов и блюд, которые приводят к ожирению;
- следите, чтобы школьник не переходил на голодание, неполноценные диеты, если его вес превышает норму. Объясните ему, что это может принести несоизмеримо больший вред организму, чем избыточная масса тела и даже ожирение.
Статьи в этой главе

Питание матери и ребенка - краткое описание раздела
1/5
Питание во время беременности и питание кормящей матери
2/5
Питание детей первого года жизни
3/5
Питание детей от 1 года до 3-х лет
4/5
Питание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
5/5